Закон о платформенной занятости и его влияние на малый офлайн-бизнес и сферу аутсорсинга персонала

Закон «О платформенной экономике» принят Госдумой в июле 2025 года. Он регулирует деятельность цифровых платформ, устанавливает обязанности операторов и права исполнителей. Своим видением причин появления закона и его последствий для дальнейшей деятельности участников рынка цифровой торговли товарами и услугами поделился к.э.н., руководитель компании «Кадровый Потенциал», член Орловского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», общественный представитель Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии», председатель Комитета по этике Ассоциации аутсорсеров России Николай Ветров.

Закон «О платформенной экономике» (официально Закон, принятый по проекту №959244-8) принят Госдумой 22 июля 2025 г. и направлен на создание правовой среды, регулирующей цифровые платформы – маркетплейсы, агрегаторы, площадки, посреднические платформы. Он вступил в действие 1 октября 2026 года и должен установить обязанности операторов и права исполнителей.
Основные причины появления Закона: быстрый рост платформенной экономики, жалобы бизнеса на непрозрачность правил, необходимость защиты исполнителей и потребителей:

  • бизнес сообщал о нарушениях: блокировки аккаунтов продавцов или исполнителей без понятного обоснования, изменение условий сотрудничества без уведомления, непрозрачные правила продвижения, карточек товаров и прочие злоупотребления.
  • платформенная экономика стала крупной долей сектора торговли и услуг, многие участники рынка работали в «серой зоне». Государству был нужен правовой механизм регулирования для защиты потребителей и предпринимателей.
Основные цели Закона:

1. устранение правового вакуума, связанного с тем, что платформенные операторы часто самостоятельно задавали правила («продвигаются по более высокому рейтингу», изменение условий без уведомления продавцов/исполнителей и др.),
2. защита прав самозанятых, ИП и мелких исполнителей и продавцов, которые работали в условиях высокой неопределённости,
3. обеспечение прозрачности работы платформ: методы ранжирования, изменения цен, условия скидок, правила доступа к карточкам товаров и услуг,
4. установка обязанности для операторов платформ (маркетплейсов, агрегаторов): информационный обмен с органами власти, раскрытие правил, обеспечение реестра посреднических цифровых платформ, контроль качества и стандарты.

В процессе разработки и согласования содержания закона принимали участие как представители государственной власти, так и представители крупного бизнеса, в том числе онлайн-магазинов и маркетплейсов, а также ряд других участников:

  • ассоциации продавцов, маркетплейсов и ИП выступали с предложениями и критикой, направляли отзывы;
  • эксперты юридических фирм, экономических ведомств, представителей ритейла, крупных платформ и онлайн-магазинов, таких как Ozon, «Яндекс», «Купер», «Все Инструменты», «МВидео» и др. участвовали в обсуждениях, согласовании условий;
  • представители государства: Минэкономразвития, Минтранс, профильные комитеты Госдумы.
КАКОВО ВЛИЯНИЕ ЗАКОНА НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ ОФЛАЙН-БИЗНЕС?

Закон, прежде всего, затрагивает работу розничной торговли, сферы доставки, сферы услуг и аутсорсинга и влияет на офлайн-бизнес, который взаимодействует с платформами. Основными предполагаемыми эффектами от его действия ожидаются: повышение прозрачности, новые стандарты качества, рост издержек на соответствие.

Малый и средний офлайн-бизнес (торговля, услуги, кафе, организации с физическими локациями), зачастую не полностью цифровизированные, но всё же взаимодействующие с платформами (например, маркетплейсы, заказы через агрегаторы, логистика), почувствуют изменения по ряду направлений:

1) прозрачность условий с платформами;
Сейчас часто платформы диктуют свои условия: комиссия, способы продвижения, правила возврата, блокировок. Закон обязывает платформы ясно прописывать условия, давать обоснования (например, почему карточка товара исчезла из выдачи). Для малого бизнеса это шанс получить более стабильные и понятные условия.
2) изменение ответственности и санкций;
Закон вводит обязательный обмен информацией, правила применения санкций, ответственности операторов. Например, возможность обжалования блокировок или изменений условий. Это важно для офлайн – тех, кто пользуется платформами для дистрибуции, доставки.
3) издержки на соответствие новым требованиям;
Платформы под давлением закона будут более строго реализовывать правила, требовать соблюдения стандартов работы партнёров, возможно, видеть документы, подтверждать регистрацию, качество. Малый бизнес должен будет адаптироваться: возможно, улучшать упаковку, контроль сроков, качество товаров, договоры. Это может увеличить операционные расходы.
4) риски и выгоды;
Выгоды: возможность работать в более предсказуемой среде, защита от произвола платформ, снижение юридических рисков;
Риски: если бизнес не успеет адаптировать свои процессы, может столкнуться со штрафами или исключениями из платформ (несоответствие стандартам, качества, документов);
5) отрасли, которые затронет сильнее всего:
  • розничная торговля, особенно малые бренды на маркетплейсах;
  • доставка и логистика, услуги посредников;
  • агрегаторы такси и служб заказов услуг;
  • сфера услуг, где исполнители часто не являются штатными: уборка, ремонт, кейтеринг, франчайзинг, консалтинг и т.д.
6) неочевидное влияние на офлайн-локальные бизнесы.
Офлайн-магазины, кафе и сервисы могут быть затронуты, если они используют агрегаторы доставки, площадки заказов или маркетплейсы как канал сбыта. Вступление в действие закона может изменить условия доступа к таким платформам, комиссии, правила рейтингов и карточек.
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В БИЗНЕСЕ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ ЗАКОНА В СИЛУ?

Исходя из анализа заявлений бизнеса и экспертов, можно выделить следующие прогнозы.

1.Увеличение «белого» сектора.
Многие компании, которые работали в полусерой зоне (неофициальные самозанятые, неполные договоры, неформальные условия), будут приводить свои практики в соответствие с законом, чтобы избежать рисков штрафов, блокировок, потери сотрудничества с платформами.
2.Повышение операционных расходов.
Расходы на юридическое сопровождение, условия качества, стандарты, отчётность, возможно, найм специалистов, автоматизация контроля – всё это будет требовать вложений. Особенно для малого бизнеса это может стать серьёзным барьером.
3. Реструктуризация моделей бизнеса.
Если бизнес предоставляет услуги, используя исполнителей через платформы, возможно развитие смешанных моделей: часть исполнителей станет штатными, часть – останется через ГПХ, а часть придётся искать через новых субподрядчиков – цифровые платформы, вошедшие в реестр цифровых платформ.
4.Отбор «чистых» платформ и партнёров.
Площадки, которые смогут показать полное соответствие законным требованиям, войдут в реестр цифровых платформ. Малый бизнес будет выбирать из числа тех платформ, где меньше рисков, прозрачнее и доступнее условия. Но количество соответствующих новому закону платформ может значительно сократиться в сравнении с тем, сколько их существует сейчас.
5.Усиление контроля и надзора.
Государство получит больше инструментов контроля: обмен информацией, реестры, санкции. Операторы платформ будут обязаны сотрудничать с контрольными органами, раскрывать данные, возможно, подвергаться проверкам.
6.Инновации и цифровизация.
Закон может стать стимулом для офлайн-бизнеса и аутсорсинга ускорить цифровизацию: собственные платформы (если критерии их законной деятельности будут выполнимы), автоматизация процесса найма в штат и/или поиска и контроля исполнителей, цифровые кабинеты для исполнителей, прозрачные договоры и рейтинговые системы.
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАКОН ОКАЖЕТ НА СФЕРУ АУТСОРСИНГА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УСЛУГ?

Для предпринимателей из сферы аутсорсинга закон имеет ключевое значение. Он требует перехода к прозрачным ГПХ-договорам с исполнителями, исключения признаков трудовых отношений, усиления контроля качества. Это, вероятнее всего, приведет к росту расходов, но также откроет новые возможности.

Как закон повлияет конкретно?

1.Перераспределение рисков переквалификации.
Закон усиливает ясность: предприниматели, оказывающие услуги через платформы, должны соблюдать, чтобы исполнители были оформлены корректно (ГПХ с соблюдением условий, отсутствие подчинённости, свободный выбор заказов и др.). Аутсорсеры, которые сейчас в своей модели большую часть функций выполняют через физических лиц на ГПХ (или через ИП/самозанятых), окажутся под дополнительно возросшим вниманием: проверка условий, ответственности оператора платформы и партнёров. Возможно, потребуется пересмотреть договоры и условия взаимодействия с исполнителями.
2.Условия для компаний, работающих через платформы.
Если аутсорсинговая компания будет функционировать в модели цифровой посреднической платформы или сотрудничать с такой, потребуется адаптироваться: стандарты, качество услуг персонала, соответствие требованиям безопасности, раскрытие условий сотрудничества, возможно, участие в реестрах.
3. Конкуренция и маржинальность.
Аутсорсеры, которые уже используют устаревшие или «серые» подходы (неформальная самозанятость, односторонние условия), могут столкнуться с конкурентами, которые внедрили «чистые» модели соответствия. Те, кто адаптируется раньше, получат преимущество.
4. Административная нагрузка.
Необходимо будет в договорах чётко прописывать условия: как исполнитель выбирает заявки, когда и как часто может работать по заявкам одного контрагента, как оплачивается, как регулируются споры; вести отчётность, возможно, взаимодействие с налоговыми и контролирующими органами. Это может увеличить расходы на юридическое сопровождение, кадровый учёт, обучение персонала и менеджеров.
5. Новые возможности.
  • Аутсорсеры могут стать «партнёрами платформ» – если выстроят законные и правильные модели работы с платформами (свой цифровой интерфейс на платформе, агрегатор заказов, посредничество по найму через платформу);
  • Повысится спрос на услуги консалтингового сопровождения по правовой адаптации, построению модели взаимоотношений с исполнителями, соблюдению нормативов.
  • Возможность предложить «белый» аутсорсинг с прозрачными условиями, что может стать конкурентным преимуществом.
ВИДЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЗ СФЕРЫ АУТСОРСИНГА ПЕРСОНАЛА

Исходя из принятого закона и вышеописанных эффектов, можно выделить следующие возможные стратегические направления.

  • Позиционирование как «законного» и прозрачного партнёра – аутсорсеры, которые заранее адаптируют свои договоры и процедуры и будут соблюдать новые требования, смогут использовать это как конкурентное преимущество.
  • Разработка платформенной модели внутри аутсорсера – создать цифровую платформу, через которую исполнители (самозанятые, ИП) получают заказы, управляют своей работой, получают прозрачную информацию, рейтинги и отчётность. Это уменьшит риски и повысит доверие заказчиков, но будет стоить немалых финансовых вложений. Кроме этого, тут крайне важно, чтобы критерии вхождения в реестр цифровых платформ были реально выполнимыми. На данный момент ещё нет принятого подзаконного нормативного акта, чётко определяющего список таких критериев и требований. И от того, с каким содержанием этот подзаконный акт будет принят, будет очень многое зависеть в этом плане.
  • Услуги комплаенса и аудита – предложить клиентам и исполнителям услуги по проверке соответствия новым нормам, по подготовке документов, обучению исполнителей и операторов.
  • Инвестиции в качество и стандарты – контроль качества исполнителей, безопасность, защита данных, юридически грамотные договоры, изучение положения закона и его подзаконных актов; возможно даже сертификация.
  • Сотрудничество и объединение – малые аутсорсеры в любых сферах деятельности могут объединяться, чтобы распределить расходы на юридические, кадровые и технологические ресурсы. Можно создавать отраслевые союзы/гильдии/ассоциации, чтобы влиять на нормативные подзаконные акты, стандарты и практики.
  • Мониторинг законодательства и заблаговременная подготовка – поскольку часть регулирования будет уточняться подзаконными актами, важно отслеживать проекты постановлений, ГОСТов, стандартов, участвовать в общественных обсуждениях – влиять на то, как именно будут формулируются нормы.

Чтобы понять, как это может выглядеть на практике, представим две ситуации.

Пример 1: небольшая фирма-аутсорсер, которая оказывает услуги по обслуживанию массовых мероприятий (официанты, уборка, кейтеринг). Сегодня она работает с исполнителями по договору возмездного оказания услуг с обычными физическими лицами, иногда через самозанятых, причём даже на устных договорах с ними. С принятием закона им придётся чётче фиксировать, кто и как работает, возможно, заключать договора, где исполнитель сам выбирает, какие заказы брать, соблюдать стандарты качества, возможно, платить через платформу. Если не успеет – риски: возможный отказ платформы сотрудничать по внутренним критериям отбора партнёров платформы, возможные жалобы исполнителей и/или проверка контролирующих органов.

Пример 2: фирма, которая аутсорсит промоутеров, выездных мерчендайзеров или продавцов через «диспетчерскую» модель. Раньше могли давать задания без цифровых платформ и с фиксированными обязанностями. Теперь часть обязанностей, контроля, общения перейдёт на формальные условия – расписание, роли, график и вполне вероятно, что это будет считаться как условия трудового договора, если нарушены формальные критерии закона.
Будущее, на мой взгляд, потребует от аутсорсеров быть более «цифровыми», более юридически грамотными и более гибкими.
ПРОГНОЗЫ, ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ

Закон о платформенной экономике – долгожданное начало для упорядочивания рынка посредничества и платформенной занятости. Он создаёт рамки, в которых предприниматель может чувствовать себя увереннее, но одновременно обязывает к прозрачности и соблюдению стандартов. Малые и средние офлайн-бизнесы, особенно те, которые активно работают через платформы, будут вынуждены пересмотреть свои операционные модели: от способов размещения заявок, заключения договоров и их форм до качества предоставляемых услуг и единиц их измерения. Аутсорсеры, которые не подготовятся, могут оказаться в проигрыше: потеря текущих клиентов, новых заказов, санкции, юридические риски. Те, кто адаптируется первым, получат конкурентное преимущество, смогут использовать закон как маркетинговый инструмент («работаем по белым договорам, соответствует закону»).

Правда, многое зависит от того, как именно будут работать подзаконные акты, какие критерии и стандарты будут установлены, насколько строгими будут проверки и санкции, и как быстро бизнес сможет адаптироваться.
Закон о платформенной экономике – это не просто регулирование маркетплейсов, онлайн-услуг или агрегаторов. Это изменение правового ландшафта всего рынка, взаимодействия людей, ИП, платформ и заказчиков. Для малого и среднего офлайн-бизнеса это шанс выйти из серых зон, но также и предупреждение: оставаться на старых подходах скоро станет рискованно.

Для аутсорсинга персонала – время стратегии: цифровизации, юридической прозрачности, стандартизации услуг и взаимодействий. Те, кто увидят в законе не ограничение, а возможность, войдут в новую реальность лигой «белых», доверенных, стандартизированных исполнителей и партнёров.